Точка выслушивания трехстворчатого клапана

Содержание:

Клапан сердца Топографическая проекция Точки выслушивания
Митральный (двухстворчатый) слева от грудины, область прикрепления хряща III ребра верхушка сердца
Трехстворчатый на грудине, середина расстояния между местом прикрепления хряща III ребра слева и хряща V ребра справа нижний конец грудины, у основания мечевидного отростка грудины
Аортальный посредине грудины, на уровне 3-х реберных хрящей II межреберье, справа от грудины
слева у грудины, место прикрепления хряща 3-4 ребер (V т.а. – дополнительная точка выслушивания аортального клапана – точка Боткина-Эрба)
Легочной II межреберье, слева от грудины II межреберье, слева от грудины

Правила аускультации сердца:

1. В помещении, в котором проводится аускультация, должно быть тихо и тепло.

2. Положение больного горизонтальное и вертикальное, при необходимости аускультация проводится после физической нагрузки.

NB! Звуковые явления, связанные с патологией митрального клапана, лучше выслушивать в положении на левом боку, а аортального – в вертикальном и несколько наклоненном вперед положении поднятыми вверх руками или в положении лежа на правом боку.

3. Выслушивание сердца производится как при спокойном поверхностном дыхании пациента, так и при задержке дыхания после максимального выдоха.

4. Для синхронизации звуковых явлений с фазами систолы и диастолы необходимо одновременно левой рукой пропальпировать правую сонную артерию пациента, пульсация которой практически совпадает с систолой желудочков.

5. Порядок аускультации сердца следующий:

1) на верхушке сердца – точка аускультации митрального клапана

2) во II межреберье справа от грудины – т.а. аортального клапана

3) во II межреберье слева от грудины – т.а. клапана легочной артерии

4) у основания мечевидного отростка, также слева и справа от него – т.а. трехстворчатого клапана

5) IV межреберье – точка Боткина-Эрба – дополнительная т.а. аортального клапана.

Изменения тонов сердца проявляются в:

1) ослабление или усиление звучности одного или обоих тонов

2) изменение продолжительности тонов

3) появление раздвоения или расщепления тонов

4) возникновение добавочных тонов

Изменение тонов, места выслушивания Механизм Заболевания, при которых проявляется данное явление
Ослабление звучности обоих тонов Внесердечные причины Отдаление сердца от передней грудной стенки 1) сильное развитие подкожной жировой клетчатки или грудной мускулатуры 2) эмфизема легких 3) гидроторакс
Кардиальные причины Снижение сократительной способности миокарда 1) миокардит 2) дистрофия миокарда 3) острый инфаркт миокарда 4) кардиосклероз 5) гидроперикард
Усиление звучности обоих тонов Внесердечные причины Приближение сердца к передней грудной стенке 1) тонкая стенка грудной клетки 2) сморщивание краев легких 3) опухоль в заднем средостении
Резонанс тонов из-за рядом расположенных полостей 1) большая легочная каверна 2) большой газовый пузырь желудка
Изменение вязкости крови 1) анемия
Кардиальные причины Усиление сократительной функции за счет повышенного влияния симпатической НС 1) тяжелая физическая работа 2) эмоциональное напряжение 3) базедова болезнь
Ослабление I тона У верхушки сердца 1. Удлинение интервала PR (АВ блокада первой степени) 2. Митральная недостаточность 3. Выраженный митральный стеноз 4. «Жесткий» левый желудочек (при артериальной гипертензии) 1) недостаточность митрального клапана 2) недостаточность аортального клапана 3) сужение устья аорты 4) диффузное поражение миокарда: миокардиты, кардиосклероз, дистрофия
У основания мечевидного отростка 1) недостаточность 3-х створчатого клапана 2) недостаточность клапана легочного ствола
Усиление I тона На верхушке сердца 1. Укороченный интервал PR 2. Умеренный митральный стеноз 3. Увеличение СВ или тахикардия (физические упражнения, анемия) 1) стеноз левого АВ отверстия (громкий хлопающий I тон)
У основания мечевидного отростка 1) стеноз правого АВ отверстия 2) тахикардия 3) экстрасистолия 4) тиреотоксикоз
Ослабление II тона Над аортой 1. Нарушение герметичности смыкания полулунных клапанов. 2. Уменьшение скорости закрытия полулунных клапанов при СН и снижении АД 3. Сращение и уменьшение подвижности полулунных клапанов при клапанном стенозе устья аорты 1) недостаточность аортального клапана (разрушение створок клапана, рубец) 2) значительное снижение АД
Над легочным стволом 1) недостаточность клапана легочного ствола 2) снижение давления в МКК
Усиление II тона Над аортой (акцент на аорте) 1. Повышение АД различного генеза 2. Уплотнение створок аортального клапана и стенок аорты 3. Переполнение кровью сосудов МКК при митральных пороках сердца 4. Затруднение кровообращения в легких и сужение русла легочной артерии 1) гипертоническая болезнь 2) тяжелая физическая работа 3) психоэмоциональное возбуждение 4) склероз аортального клапана (металлический оттенок)
Над легочной артерией (акцент на легочной артерии) 1) митральный стеноз 2) легочное сердце 3) левожелудочковая СН 4) эмфизема легких 5) пневмосклероз
Раздвоение второго тона – увеличение временного интервала между А2 и P2 (аортальным и легочным) компонентами, при этом компоненты ясно отличаются даже на вдохе, на выдохе интервал между ними увеличивается а) блокада ПНПГ б) стеноз легочной артерии Фиксированное расщепление второго тона – увеличенный интервал между А2 и P2, остающийся неизменным во время дыхательного цикла: дефект межпредсердной перегородки. Парадоксальное (обратное) расщепление второго тона – отчетливо слышимое расщепление А2 и P2 на вдохе, исчезающее на выдохе: а) блокада ЛНПГ б) тяжелый аортальный стеноз
Раздвоение I тона Физиологическое Неодновременное закрытие АВ клапанов Во время очень глубокого вдоха
Патологическое Задержка систолы одного из желудочков Нарушение внутрижелудочковой проводимости (по ножкам пучка Гиса)
Раздвоение II тона Физиологическое Изменение кровенаполнения желудочков на вдохе и выдохе Вдох → уменьшение кол-ва крови, притекающей к ЛЖ (из-за задержки крови в расширенных сосудах легких) → систолический объем ЛЖ уменьшается → аортальный клапан раньше закрывается
Патологическое 1) Уменьшение или увеличение кровенаполнения одного из желудочков 2) Изменение давления в легочной артерии или аорте 1) стеноз устья аорты (отставание захлопывания аортального клапана) 2) гипертоническая болезнь 3) митральный стеноз (отставание захлопывания легочного клапана при повышенном давлении в МКК) 4) блокада ножки пучка Гиса (отставание сокращения одного из желудочков)
NB! Патологическое расщепление I и II тона более выражено и выслушивается на вдохе и выдохе, физиологическое – во время глубокого вдоха.
Добавочные тоны и ритмы.
III тон Значительное падение сократимости (и диастолического тонуса) миокарда желудочков 1) сердечная недостаточность 2) острый инфаркт миокарда 3) миокардит
Значительное увеличение объема предсердий 1) недостаточность митрального клапана 2) недостаточность трехстворчатого клапана
Повышение диастолического тонуса при выраженной ваготонии 1) неврозы сердца 2) язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки
Повышение диастолической ригидности миокарда желудочков 1) выраженная гипертрофия миокарда 2) рубцовые изменения
IV тон Значительное снижение сократимости миокарда 1) острая сердечная недостаточность 2) острый инфаркт миокарда 3) миокардит
Выраженная гипертрофия миокарда желудочков 1) стеноз устья аорты 2) гипертоническая болезнь
тон открытия митрального клапана Удар крови из предсердия о склерозированный митральный клапан митральный стеноз (выявляется во время диастолы через 0,07-0,13 после II тона)
ритм перепела («спать-по-ра») I (громкий хлопающий) тон при митральном стенозе + II тон + тон открытия митрального клапана признак митрального стеноза
перикард-тон Колебания перикарда при быстром расширении желудочков во время систолы сращение перикарда (выявляется во время диастолы через 0,08-0,14 с после II тона)
систолический щелчок: громкий короткий тон между I и II тонами в период систолы Удар порции крови об уплотненную стенку восходящей аорты в самом начале периода изгнания крови из ЛЖ 1) атеросклероз аорты 2) гипертоническая болезнь РАННИЙ СИСТОЛИЧЕСКИЙ ЩЕЛЧОК
Пролапс створки митрального клапана в полость ЛП в середине или в конце фазы изгнания 1) пролапс митрального клапана МЕЗОСИСТОЛИЧЕСКИЙ ИЛИ ПОЗДНИЙ СИСТОЛИЧЕСКИЙ ЩЕЛЧОК
трехчленный ритм галопа а) протодиастолический б) пресистолический в) мезодиастолический (суммированный) Выслушивается лучше а) непосредственно ухом б) после умеренной физ. нагрузки в) в положении больного на левом боку Усиление физиологического III или IV тона.
Значительное снижение тонуса миокарда желудочков → наполнение кровью желудочков во время диастолы → более быстрое растяжение стенок и появление звуковых колебаний Возникает через 0,12-0,2 с после II тона (физиологически усиленный III тон) в начале диастолы.
Снижение тонуса миокарда желудочков и более сильное сокращение предсердия В середине диастолы, физиологически усиленный IV тон
Тяжелое поражение миокарда. Единый галопный ритм в середине диастолы, усиленные III и IV тоны, сливающиеся вместе при тахикардии 1) инфаркт миокарда 2) гипертоническая болезнь 3) миокардит, кардиомиопатия 4) хронический нефрит 5) декомпенсированные пороки сердца
Эмбриокардия (маятникообразный ритм) Резкое увеличение ЧСС → укорочение диастолической паузы до длительности систолической → тоны сердца плода или ход часов 1) острая сердечная недостаточность 2) приступ пароксизмальной тахикардии 3) высокая лихорадка

Дата добавления: 2015-05-16 ; просмотров: 1117 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Места наилучшего выявления звуков сердца — тонов, а также шумов — не всегда совпадают с анатомической локализацией их источников — клапанов и закрываемых ими отверстий (рис. 45). Так, митральный клапан проецируется в месте прикрепления III ребра к грудине слева; аортальный — по середине грудины на уровне III реберных хрящей; легочной артерии — во II межреберье слева у края грудины; трехстворчатый клапан — на середине линии, соединяющей места прикрепления к грудине хрящей III левого и V правого ребер. Такая близость клапанных отверстий друг к другу затрудняет изолирование звуковых явлений в месте истинной их проекции на грудную клетку. В связи с этим определены места наилучшего проведения звуковых явлений от каждого из клапанов.


Рис. 45. Проекция клапанов сердца на грудную клетку:
А – аортальный;
Л – легочной артерии;
Д, Т – двух- и трехстворчатые.

Местом выслушивания двухстворчатого клапана (рис. 46, а) служит область верхушечного толчка, т. е. V межреберье на расстоянии 1—1,5 см кнутри от левой срединно-ключичной линии; клапана аорты — II межреберье справа у края грудины (рис. 46, б), а также 5-я точка Боткина — Эрба (место прикрепления III— IV ребра к левому краю грудины; рис. 46, в); клапана легочной артерии — II межреберье слева у края грудины (рис. 46, г); трехстворчатого клапана — нижняя треть грудины, у основания мечевидного отростка (рис. 46, д).


Рис. 46. Выслушивание клапанов сердца:
а — двухстворчатого в области верхушки;
б, в — аортального соответственно во II межреберье справа и в точке Боткина — Эрба;
г — клапана легочной артерии;
д — трехстворчатого клапана;
е — порядок выслушивания тонов сердца.

Выслушивание проводится в определенной последовательности (рис. 46, е):

  1. область верхушечного толчка; II межреберье справа у края грудины;
  2. II межреберье слева у края грудины;
  3. нижняя треть грудины (у основания мечевидного отростка);
  4. точка Боткина — Эрба.

Такая последовательность обусловлена частотой поражения клапанов сердца.

Порядок выслушивания клапанов сердца:

У практически здоровых лиц при выслушивании сердца обычно определяются два тона — первый и второй, иногда третий (физиологический) и даже четвертый.

В норме I и II тоны сердца (англ.):

Первый тон составляет сумма звуковых явлений, возникающих в сердце во время систолы. Поэтому он называется систолическим. Он возникает в результате колебаний напряженной мышцы желудочков (мышечный компонент), замкнутых створок двух- и трехстворчатого клапанов (клапанный компонент), стенок аорты и легочной артерии в начальный период поступления в них крови из желудочков (сосудистый компонент), предсердий при их сокращении (предсердный компонент).

Образование и компоненты I тона (англ.):

Второй тон обусловлен захлопыванием и возникающими при этом колебаниями клапанов аорты и легочной артерии. Его появление совпадает с началом диастолы. Поэтому он называется диастолическим.

II тон сердца (англ.):

Между первым и вторым тонами наступает малая пауза (никаких звуковых явлений не прослушивается), а за вторым тоном следует большая пауза, после которой снова возникает тон. Однако начинающие обучение студенты нередко с большим трудом различают первый и второй тоны. Для облегчения этой задачи рекомендуется вначале выслушивать здоровых людей с медленным сердечным ритмом. В норме первый тон выслушивается громче у верхушки сердца и в нижней части грудины (рис. 47, а). Это объясняется тем, что к верхушке сердца лучше проводятся звуковые явления с митрального клапана и систолическое напряжение левого желудочка выражено больше, чем правого. Второй тон громче выслушивается у основания сердца (в местах выслушивания аорты и легочной артерии; рис. 47, б). Первый тон более продолжительный и низкий, чем второй.


Рис. 47. Места наилучшего выслушивания тонов сердца:
а – I тона;
б – II тона.

Выслушивая попеременно тучных и худощавых людей, можно убедиться, что громкость сердечных тонов зависит не только от состояния сердца, но и от толщины окружающих его тканей. Чем больше толщина мышечного или жирового слоя, тем меньше громкость тонов, причем как первого, так и второго.


Рис. 48. Определение I тона сердца по верхушечному толчку (a) и по пульсу сонной артерии (б).

Тоны сердца следует научиться дифференцировать не только по относительной громкости на верхушке и основании его, по разной их продолжительности и тембру, но и по совпадению появления первого тона и пульса на сонной артерии или первого тона и верхушечного толчка (рис. 48). По пульсу на лучевой артерии нельзя ориентироваться, так как он появляется позже первого тона, особенно при частом ритме. Различать первый и второй тоны важно не только в связи с их самостоятельной диагностической значимостью, но и потому, что они играют роль звуковых ориентиров для определения шумов.

Третий тон вызывается колебаниями стенок желудочков, преимущественно левого (при быстром наполнении их кровью в начале диастолы). Он выслушивается при непосредственной аускультации на верхушке сердца или несколько кнутри от нее, причем лучше в положении больного лежа. Этот тон очень тихий и при отсутствии достаточного опыта аускультации может не улавливаться. Он лучше выслушивается у лиц молодого возраста (в большинстве случаев вблизи верхушечного толчка).

III тон сердца (англ.):

Четвертый тон является результатом колебаний стенок желудочков при быстром их наполнении в конце диастолы за счет сокращения предсердий. Выслушивается редко.

IV тон сердца (англ.):

Современное кардиологическое обследование – это большой перечень функциональных и инструментальных процедур, от самых простых (электрокардиограмма) до самых сложных (ЭхоКГ, Холтер-исследование, СМАД ). Однако все манипуляции выполняются строго по показаниям кардиолога. При обращении человека в поликлинику в рамках физикального осмотра доктора применяют простейшие, но достаточно информативные диагностические исследования – осмотр, сбор анамнеза и анализ жалоб, перкуссия и аускультация сердца.

Перкуссия обозначает выстукивание и выполняется пальцами. Аускультация – это способ обследования, при котором врач пользуется фонендоскопом, с его помощью «слушает» тоны сердца с последующим анализом полученных данных. Точки аускультации сердца расположены спереди, вверху грудной клетки, при помощи фонендоскопа врач – профессионал по звуку может определить патологические изменения работы миокарда. Рассмотрим подробнее, как проводится аускультация сердца и какое диагностическое значение имеет.

Суть и история метода

Фонендоскоп в руках врача настолько привычен, что не вызывает никаких эмоций. Однако появился он по историческим меркам недавно – еще в 19 веке врачи выслушивали сердце и легкие пациента непосредственно ухом, прикладывая его к телу пациента. Первым не совсем приятную для врача процедуру усовершенствовал Рене Лаэннек, дабы исключить прямой контакт с телом пациентки, он прослушал сердце с помощью свернутого в трубку нотного листа. И очень искренне удивился, когда услышал сердечные тоны лучше и четче. Позже доктор изобрел примитивный стетоскоп, еще позже русский ученый П. Н. Коротков придумал фонендоскоп, которым доктора пользуются и сегодня.

Сердце – постоянно работающий орган. При его сокращениях формируются своеобразные звуки, которые хорошо передаются по тканевым структурам. Именно эти звуки и выслушивает доктор с помощью фонендоскопа.

Алгоритм аускультации сердца достаточно прост, но оценить его правильно может только доктор, имеющий практический опыт. Противопоказаний метод не имеет, его можно использовать для обследования пациентов любых возрастных групп.

Также имеет аускультация сердца точки выслушивания – определенные области на груди, куда детально проецируются различные части миокарда. Посредством аускультации можно:

  1. Оценить ритм сердца.
  2. Проанализировать сократительную силу миокарда.
  3. Оценить тембральную окраску звуков, которые слышны при применении фонендоскопа.
  4. Выявить посторонние шумы.

При помощи фонендоскопа врач может предварительно установить наличие следующих патологий:

  • ишемии (ИБС);
  • пороков сердечной мышцы;
  • гипертрофии желудочков;
  • аритмий;

Аритмия на ЭКГ

  • воспалительных процессов в миокарде.
  • Результаты аускультации определяют дальнейшую тактику ведения пациента. Заподозрив патологию, врач направит больного на дополнительные обследования, после которых сможет точно установить диагноз.

    Какими бывают сердечные тоны

    Если аускультация сердца в норме, тоны слышатся громко, ясно, не имеют дополнительных созвучий.

    • 1 (систолический) тон. Образуется в период сокращения. В его формировании участвует несколько компонентов – мышечный (работа желудочков), клапанный (функции клапанов), сосудистый (кровоток по главным сосудам), предсердный ( деятельность предсердий). 1 тон слышен на проекции верхушки миокарда и возле мечевидного отростка, у его основания.
    • 2 тон (диастолический) – слышен во 2 межреберье, справа и слева от грудины. Он образуется в начале диастолы и формируется работой клапанов и сосуда, поставляющего кровь в легкие.
    • В норме тембр первого тона ниже, чем тембр второго. Также первый тон всегда длиннее второго. У худощавых людей сердечные звуки слышатся ярче, чем у полных пациентов — солидный жировой слой на груди несколько затрудняет аускультацию.
    • Третий сердечный тон лучше выслушивать, когда пациент лежит на спине. Его образуют колебания желудочных стенок в начале диастолы. Проецируется звук на область верхушки или относительно в сторону, к ее внутренней стороне. Чаще выслушивается у молодых, тренированных пациентов. Тон негромкий, невыразительный, неопытный доктор может его не расслышать.
    • Четвертый тон формируется в конце диастолы за счет предсердных сокращений. Чаще всего отсутствует, не выслушивается.

    Патологические изменения

    Слабое или слишком сильное звучание тонов всегда настораживает доктора. Причин изменения тембра много, они могут спровоцированы болезнями миокарда, а могут возникать в результате сторонних причин.

    Снижение тембра основных тонов называется ослаблением и развивается в следующих случаях:

    1. У пациента слишком хорошо развиты мышцы плечевого пояса. Это наблюдается у бодибилдеров, некоторых других спортсменов.
    2. Ослабляются звуки миокарда и у тучных пациентов, четкому звучанию мешает подкожный жир на грудной клетке.

    Эти причины не связаны с патологиями, лечение в таких случаях не назначается. Болезненные причины ослабления тонов следующие:

    1. Инфаркт.
    2. Кардиосклероз.
    3. Воспалительные явления в ткани сердца.
    4. Миокардиодистрофия.
    5. Гипертонический криз.
    6. Болезни перикарда.
    7. Клапанная недостаточность.
    8. Гипертрофия ЛЖ.
    9. Экссудативный плеврит. В этом случае экссудат в легких создает дополнительные звуки, которые делают сердечные тоны глухими.

    Если тоны слышны слишком четко, их называют усиленными. Усиление отмечают при следующих состояниях:

    1. Переживания, напряжение, стресс.
    2. Учащенное сердцебиение.
    3. Анемии различного генеза.
    4. Астения.
    5. Большая нагрузка.

    Причины усиления 1 тона, связанные с болезнями, следующие:

    1. Экстрасистолия.
    2. Тахикардия.
    3. Стенокардия.
    4. Митральный стеноз.

    При неправильной работе эндокринных желез, склерозировании легких ткани тоже усиливается 1 сердечный тон.

    Акцент

    Понятие акцент применяется ко 2 тону и подразумевает его усиление. При анализе 2 тона доктор сравнивает громкость в основных точках и анализирует результат. «Аортальный» акцент возникает:

    ВАЖНО ЗНАТЬ! Больше никакой одышки, головных болей, скачков давления и других симптомов ГИПЕРТОНИИ! Узнайте метод, который наши читатели используют для лечения давления. Изучить метод.

    1. При высоком АД, если у больного диагностирована артериальная гипертензия.
    2. При атеросклерозе 2-хстворчатого клапана.

    Акцент в области легочного ствола развивается:

    1. При митральном стенозе.
    2. При клапанной недостаточности.
    3. При эмфиземе
    4. При фиброзе легочной ткани.
    5. При гипотонии.

    Расщепленные тоны

    Если клапаны сердца работают не в унисон, сердечные звуки выслушиваются как два отдельных удара, гораздо короче по длительности, чем единичный тон. Причиной патологического расщепления первого тона может стать блокада правой ножки пучка Гиса, а также повышение аортального давления.

    Физиологическое расщепление встречается у молодых здоровых людей и связано с фазами дыхания.

    Добавочные тоны и патологические ритмы

    Если кроме основных, врач слышит и добавочные звуки, это, скорее всего, свидетельствует о наличии патологии миокарда. Добавочные тоны возникают при следующих болезнях – инфаркт, митральный пролапс, митральный стеноз, перикардит и др. Вот примеры патологических ритмов, при которых отчетливо слышны добавочные звуки:

    • Ритм галопа. При аускультации сердца, проводимой по 5 точкам, врач слышит дополнительные тоны на верхушке и в 5 точке. Таким образом, сердечные тоны напоминают топот лошади. Прослушайте ритм в предлагаемом видео:

    • Ритм перепела. Развивается при сужении атриовентрикулярного отверстия слева. Первый тон в этом случае усилен, второй – раздвоен. Прослушать ритм перепела предлагаем здесь:

    • Перикард – тон. Возникает при резком растяжении ЛЖ, на фоне утолщенного перикарда.
    • Систолический щелчок – развивается дополнительный тон при митральном пролапсе.
    • Ритм маятника.

    Все добавочные тоны следует отличать от физиологического раздвоения. Сделать это в состоянии только кардиолог-профессионал.

    Обязательные правила аускультации

    Для результативного проведения сердечной аускультации необходимо соблюдать несколько важных правил:

    1. Каждый врач пользуется только своим, индивидуальным фонендоскопом.
    2. Аускультация сердца у детей требует использования специального детского фонендоскопа или детских насадок для стандартного фонендоскопа.
    3. Процедура не терпит лишних звуков, обследование проводится при отсутствии каких-либо посторонних шумов. Абсолютная тишина в кабинете – оптимальный вариант.
    4. Перед обследованием пациент освобождает от одежды верхнюю часть тела. Освобождать только часть грудной клетки неправильно.
    5. В кабинете должно быть тепло. Насадка фонендоскопа также не должна быть холодной.
    6. Фонендоскоп должен идеально прилегать к коже. При наличии волосяного покрова на грудной клетке, кожа смазывается специальным гелем или маслом.
    7. Обследовать пациента нужно в комфортной позе. Можно проводить аускультацию, когда пациент стоит, сидит или лежит.

    Как проводится обследование

    Существует определенная техника аускультации сердца, которую хорошо знают все врачи. В ее основе лежит выслушивание сердца по определенным точкам. Выделяют 6 точек для проведения аускультации – 4 считаются основными, 2 дополнительными. Каждой точке присвоен номер от одного до шести. Выслушивание проводится в строго определенном порядке от первой до шестой точки. Молодые врачи могут перед наложением фонендоскопа использовать пальпацию для точного определения каждой точки.

    • 1 точка расположена слева от грудины, по срединно-ключичной линии, в 5 межреберье. Сюда проецируется верхушечный толчок и хорошо выслушивается митральный клапан.
    • 2 точка расположена справа от грудной кости, во втором межреберье. Это область выслушивания аортального клапана.
    • 3 аускультативная точка располагается напротив второй, слева, находится во втором межреберье. Здесь прослушивается легочный клапан.
    • 4 точка находится у основания мечевидного отростка. В этой области выслушивают 3-х створчатый клапан.
    • 5 точка – выслушивается аортальный клапан. Эта точка получила название – точка Боткина-Эрба. При наложении фонендоскопа врач должен следить, чтобы большая часть фонендоскопа лежала слева, в 3 межреберье, а остальная часть – на грудной кости.
    • Дополнительная шестая точка позволяет слушать митральный клапан и располагается слева от грудной кости в 4 межреберье.

    Врачебные тонкости

    Врачам знакомы и тонкости аускультации в зависимости от фазы дыхания. К примеру, патологии трехстворчатого клапана выслушиваются лучше при задержке дыхания на вдохе, в положении лежа на левом боку лучше оценивается работа аортального клапана, остальные клапаны лучше выслушивать при задержке дыхания после спокойного выдоха.

    Если тоны слышны нечетко, следует предложить пациенту выполнить 5 – 6 приседаний или походить в течение нескольких минут. Небольшая нагрузка усилит кровообращение, что сделает тоны более значимыми.

    Детская аускультация сердца: особенности

    Особенности выслушивания детского миокарда в первую очередь заключаются в применении специального детского фонендоскопа. Звуки, которые слышит доктор при обследовании, интерпретируются немного иначе, чем у взрослого человека. Например, отчетливое появление 3 и 4 тона у детей дошкольного возраста считается нормальным явлением, а у взрослого человека свидетельствует о наличии патологий. Детская грудная клетка тоньше, чем у взрослых людей, поэтому звуки проводятся отчетливо.

    Методика детской аускультации та же — выслушивают сердце ребенка по тем же точкам, что и у взрослого. Характерно отчетливое усиление второго тона у детей, также паузы между тонами у новорожденных обычно одинаковы по времени. Если бы такие паузы присутствовали у взрослого человека, врач мог бы предположить наличие патологического ритма маятника. Для новорожденных ритм маятника считается нормой.

    Появление сердечного шума сразу после рождения может свидетельствовать о врожденных дефектах развития миокарда, пороках, у ребенка до 5 лет дополнительный шум может быть признаком ревматических болезней.

    У мальчиков 13 – 15 лет нередко выявляются физиологические шумы, которые не считаются патологическим, а лишь подтверждают, что организм ребенка вступил в период роста и сопряженной с ним перестройки гормонального фона.

    Если сердце «шумит»

    Сердечный шум – это звук, который возникает аорте, в полостях органа, в области легочного ствола при появлении вихревого потока крови. Такие завихрения может провоцировать аневризма, анемия, тиреотоксикоз, патологии сердечных перегородок и клапанов. Также появление внесердечного шума встречается при заболеваниях легких. Шумы, связанные с какой-либо патологией, называются органическими.

    Второй тип сердечных шумов – функциональные. Они иногда выслушиваются у абсолютно здоровых пациентов. Функциональные шумы связаны с усилением тока крови, иногда они же встречаются при анемии у детей.

    Шумы разделяют по частоте колебаний звука на следующие группы:

    • низкочастотные;
    • высокочастотные;
    • среднечастотные.

    Шумы, связанные с систолой, называют систолическими, с диастолой – диастолическими.

    При аускультации пациента врач сначала оценивает тоны сердца, после выявляет шумы. Наличие шума обнаруживается по тем же точкам, по которым оценивают всю работу миокарда. В конце аускультации врач спокойно передвигает фонендоскоп по всей грудной клетке, тщательно прослушивая всю область проекции миокарда – это позволяет выяснить, в области какого клапана шум слышен четче.

    Оттенки шумов бывают разными, оценивается место их появления, степень интенсивности и громкости выявленных звуков. Тембрально выделяют следующие разновидности патологических шумов:

    Дифференцировать сердечные шумы, вызванные болезнью, в первую очередь следует от звуков, вызванных паракардиальными причинами. Это шумы, возникающие при трении перикарда, сращении плевральных листков, других заболеваниях легких.

    Все патологические симптомы, выявленные при аускультации пациента, не могут являться окончательными факторами для точной диагностики. Дефекты сердечных тонов, патологические ритмы, шумы в сердце всегда являются основанием для более подробного обследования пациента. Аускультация требует определенных навыков от врача-кардиолога или терапевта. От того, насколько точно и тонко он определит функциональные способности сердечной мышцы при данном методе обследования, зависит план дальнейших диагностических мероприятий.

    Всем больным с подозрением на патологии миокарда в срочном или плановом порядке назначается кардиограмма – основной метод обследования деятельности сердца. Дополнительно доктор направляет больного на ультразвуковое исследование, при аритмиях и артериальной гипертензии очень показательны результаты холтеровского мониторирования и СМАД, для определения функциональных способностей миокарда применяют функциональные пробы. Также для диагностики имеют значение клинические исследования крови.

    Аускультация и другие обследования сердца – процессы сложные. Поэтому всегда обращайтесь к профессиональным специалистам. Это залог вашего здоровья.

    Видео

    Понравилась статья?
    Сохраните ее!

    Остались вопросы? Задавайте их в комментариях!

    Добавить комментарий